Стартеры автобусов
Для чего нужен стартер – для запуска двигателя. Представляет собой
небольшой электродвигатель постоянного тока, но большой мощности. Короткое
время работы позволяет в небольшом размере реализовать высокую мощность. По инструкции время на запуск двигателя не
должно превышать двадцать секунд.
В общем, устройство всех
стартеров одинаковое, различие только по фирме производителя.
Корпус, якорь электродвигателя,
статорная обмотка, втягивающее реле, механизм привода стартера, обеспечивающий
зацепление якоря электродвигателя с маховиком двигателя и обеспечивающий
передачу крутящего момента от электродвигателя.
По опыту могу сказать, что на
автобусах используются такие же стартеры как и на грузовых автомобилях.
Как работает стартер.
При поворачивании ключа
зажигания, напряжение от аккумуляторных батарей подается на втягивающее реле,
реле приводит в действие механизм привода стартера. Одновременно входит в
зацепление шестерня привода стартера с маховиком и подается напряжение на электродвигатель
стартера. Якорь электродвигателя начинает вращаться и за счет шестерни
проворачивать маховик двигателя. После пуска двигателя ключ зажигания
отпускается, с втягивающего реле снимается напряжение, за счет пружины шестерня
выходит из зацепления с маховиком и снимает напряжение с электродвигателя
стартера. Стартер перестает работать.
В том случае если автобус
оборудован системой блокировки стартера, отключение стартера производится как
только генератор начинает выдавать напряжение, с реле стартера снимается напряжение и стартер
отключается, так же благодаря блокировке невозможно включение стартера на
заведенном двигателе.
Неисправности стартера.
Попробуем разложить
неисправности по типам:
- неисправность электрических проводов, обычно это
окисление, обрыв, плохой контакт на клеммах аккумуляторных батарей
- неисправность втягивающего реле. Нарушение изоляции
электрических проводов, в электромагнитных катушках реле, сгорание
замыкающей пластины, выплавление контактов на крышке втягивающего реле.
- Неисправность
механизма привода стартера. В основном это неисправность шестерни привода
стартера, износ зубьев шестерни привода стартера.
- неисправность электродвигателя стартера. Пробой
изоляции статорной обмотки, нарушение изоляции обмотки якоря стартера,
нарушение изоляции щеточного узла стартера
- механические неисправности стартера. Износ втулок, погнутость
вала якоря электродвигателя, ослабли винты крепления башмаков статорной
обмотки.
Обслуживание
стартера.
Основное обслуживание стартера
сводится к своевременной чистке контактов и смазывание втулок якоря
электродвигателя стартера. Замена щеток, шлифование мелкой наждачной бумагой
контактов якоря, своевременное удаление графитовой пыли из корпуса стартера,
проверка целостности изоляции статорной обмотки и якоря.
|