Принципы
построения различных систем.(часть
первая) Написание этой статьи меня подтолкнуло когда
столкнулся в течении дня с несколькими случаями когда пытался объяснить почему
не работает у них кондиционер. Вначале злился, потом понял, что человек просто
не понимает как устроено это устройство.
Начал вспоминать, похожая ситуация у
меня как то было с дизельным отопителем.
И тогда понял что, эти ситуации
происходят от того, что человек вообще не представляет ни как устроено данное
устройство, ни как оно работает. Поэтому и решил написать эту статью об основах
построения различного вида устройствах. А так как сайт об автобусах, то и
разговор пойдет об устройствах, используемых на автобусах.Итак,
что мы имеем – в нашем случае автобус. В
нем имеется большое количество разных систем, которые обеспечивают его работу.
Автобус | Устройство1 | Устройство2 | Устройство3 | и так далее |
Специально
не стал разбивать на устройство торможения, управления двигателем и т.д.
потому, что все эти устройства построены по одному принципу.
Вот
его и будем разбирать более конкретно.
Самое
простое устройство это обычный выключатель света в доме. Построим его схему.
Что
здесь есть – источник энергии - электросеть,
устройство управления- выключатель,
исполнитель требуемого действия в нашем случае увеличение освещения - лампочка. Таким образом, мы построили
простейшую блок схему включения света в доме. Но это самое простое устройство. Возьмем
для начала устройство немного сложнее – запуск двигателя.Что
здесь сложного? Сел за руль, повернул ключ и двигатель завелся. попробуем построить схему этого запуска. АКБ
ЗАМОК ЗАЖИГАНИЯ
ОГРАНИЧИТЕЛИ.
СТАРТЕР что мы видим? Появилось АКБ, какие-то ОГРАНИЧИТЕЛИ.
Если с АКБ понятно – это источник энергии,
то для чего нужны ограничители?
Под
ограничителями
подразумеваются различного рода блокировки которые служат для защиты, как самого
устройства, так и для защиты здоровья человека. В нашем случае - это блокировка
по открытому капоту, блокировка по нейтральной передаче коробки передач. Был
случай когда из-за того что блокировка по нейтрале не сработала, водитель при
посадке пассажиров завел двигатель и автобус поехал прямо на людей.Защита
самого устройства предназначена для того чтобы не произошла поломка устройства
от человеческого фактора. Двигатель находится далеко и сразу услышать, что он
завелся трудно, поэтому есть блокировки, которые отключают стартер не зависимо
от положения ключа зажигания. Водитель еще может держать ключ на стартере, а
блокировка его уже отключает, так как на нее поступила команда, что двигатель
работает.Нарисуем
теперь обобщенную схему такого устройства. Источник энергии
Устройство
управления
Устройство ограничения работы
Исполнительное устройство И
таким образом можно построить блок схему фактически любого устройство. ограничители
Тормозной кран
Компрессор
с ресиверами Для
примера возьмем пневматическую систему тормозов автобуса. Тормозные колодки в
качестве источника энергии выступает сжатый компрессором сжатый воздух.
Тормозной кран – устройство управления. Ограничители – антиблокировочная
система, клапана давления воздуха.Как
видим сложного ничего нет. Но развитие электроники не стоит на месте и
появились системы автоматического регулирования, где система производит
управление без использования участия человека. Но об этом в во второй части.
|