Генераторы автобусов.
После запуска двигателя все
электроснабжение автобуса начинает обеспечивать генератор, установленный на
двигателе.
Что такое генератор? Это устройство
вырабатывающее электрический ток. Немного физики: чтобы получить электрический
ток – надо магнит и металлический провод, при движении магнита поперек провода,
в нем возникает направленный поток электронов, который и называем электрическим
током. Характеристики тока - напряжение и сила измеряются в вольтах и амперах.
Устройство генератора.
- В автобусном генераторе в качестве магнита
используется электрический магнит, магнитное поле создается с помощью
электрического тока. Называется ротором (якорем).
- Провода, в которых создается электрический ток,
намотаны на специальном железном корпусе. Называется статором или
статорной обмоткой.
- Устройство управления генератором обеспечивает
необходимое значение напряжения.
- Корпус генератора.
- Диодный мост, обеспечивающий преобразование
переменного тока в постоянный.
- Подшипники обеспечивающие вращение ротора.
- Конденсатор, обеспечивающий сглаживание пульсации напряжения
- Система привода вращения ротора, обычно это ременная передача.
Как работает генератор.
При включении зажигания на устройство управление подается напряжение аккумуляторных батарей. Через щеточный узел это напряжение поступает на электромагнит ротора, в генераторе появляется магнитное поле. После запуска двигателя, ротор генератора начинает вращаться, магнитное поле начинает перемещатся относительно статорной обмотки и в статорной обмотке появляется электрический ток.Только это переменный ток, а нам нужен постоянный, для этого выходы статорной обмотки подключены к диодному мосту, который преобразует переменный электрический ток в постоянный. На выходе с диодного моста для сглаживания постоянного тока стоит конденсатор. При достижения порогового напряжения в 14 или 28 вольт на выходе генератора, устройство управления отключает подачу напряжения от электромагнита ротора, магнитное поле начинает уменьшаться и уменьшается напряжение на выходе генератора. При уменьшении ниже порогового значения , устройство управления снова подает напряжение на электромагнит ротора, напряжение начинает расти и так постоянно, скорость работы устройства управления до нескольких тысяч переключений в минуту. За счет этого достигается точное поддержание напряжение в бортовой сети автобуса. При остановке двигателя и выключении зажигания, с якоря генератора снимается напряжение бортовой сети. Для сохранения заряда аккумуляторных батарей. Неисправности генератора. Как и любое механическое устройство генератор может сломаться. Только в отличии от простых механических устройств здесь кроме механических поломок добавляются еще и электрические поломки.
Поэтому разберем механические , а потом электрические поломки.
К механическим поломкам генератора отнесем:
- Обрыв приводного ремня
- Проворачивания шкива привода ротора генератора
- Заклинивание и поломка подшипников вращения ротора генератора.
Электрические поломки: - Поломка устройства управления генераторм
- Стирание токопередающих щеток
- Обрыв или нарушение изоляции проводов электромагнита ротора генератора
- Нарушение изоляции статорной обмотки генератора
- Выход из строя дидов в диодном мосту генератора
- Пробой конденсатора
- Нарушение электропроводки подходящей к генератору.
Все эти поломки приводят к низкому напряжению бортовой сети автобуса и невозможности обеспечить необходимым количеством электричества потребителей электрического тока. Так и к полной остановки транспортного средства и невозможности его дальнейшей эксплуатации. Максимальное потребление электрического тока и максимальная нагрузка на генератор автобуса приходится в основном на зимнее время. Короткий световой день и необходимость обеспечить тепло в салоне автобуса, заставляют работать генератор с максимальной нагрузкой. Поэтому основные поломки происходят при зимней эксплуатации автобусной техники.
|