Стартеры автобусов
Для чего нужен стартер – для запуска двигателя. Представляет собой небольшой электродвигатель постоянного тока, но большой мощности. Короткое время работы позволяет в небольшом размере реализовать высокую мощность. По инструкции время на запуск двигателя не должно превышать двадцать секунд.
В общем, устройство всех стартеров одинаковое, различие только по фирме производителя.
Корпус, якорь электродвигателя, статорная обмотка, втягивающее реле, механизм привода стартера, обеспечивающий зацепление якоря электродвигателя с маховиком двигателя и обеспечивающий передачу крутящего момента от электродвигателя.
По опыту могу сказать, что на автобусах используются такие же стартеры как и на грузовых автомобилях.
Как работает стартер.
При поворачивании ключа зажигания, напряжение от аккумуляторных батарей подается на втягивающее реле, реле приводит в действие механизм привода стартера. Одновременно входит в зацепление шестерня привода стартера с маховиком и подается напряжение на электродвигатель стартера. Якорь электродвигателя начинает вращаться и за счет шестерни проворачивать маховик двигателя. После пуска двигателя ключ зажигания отпускается, с втягивающего реле снимается напряжение, за счет пружины шестерня выходит из зацепления с маховиком и снимает напряжение с электродвигателя стартера. Стартер перестает работать.
В том случае если автобус оборудован системой блокировки стартера, отключение стартера производится как только генератор начинает выдавать напряжение, с реле стартера снимается напряжение и стартер отключается, так же благодаря блокировке невозможно включение стартера на заведенном двигателе.
Неисправности стартера.
Попробуем разложить неисправности по типам:
- неисправность электрических проводов, обычно это окисление, обрыв, плохой контакт на клеммах аккумуляторных батарей
- неисправность втягивающего реле. Нарушение изоляции электрических проводов, в электромагнитных катушках реле, сгорание замыкающей пластины, выплавление контактов на крышке втягивающего реле.
- Неисправность механизма привода стартера. В основном это неисправность шестерни привода стартера, износ зубьев шестерни привода стартера.
- неисправность электродвигателя стартера. Пробой изоляции статорной обмотки, нарушение изоляции обмотки якоря стартера, нарушение изоляции щеточного узла стартера
- механические неисправности стартера. Износ втулок, погнутость вала якоря электродвигателя, ослабли винты крепления башмаков статорной обмотки.
Обслуживание стартера.
Основное обслуживание стартера сводится к своевременной чистке контактов и смазывание втулок якоря электродвигателя стартера. Замена щеток, шлифование мелкой наждачной бумагой контактов якоря, своевременное удаление графитовой пыли из корпуса стартера, проверка целостности изоляции статорной обмотки и якоря.